"Усвоение семантико-синтаксической структуры русского глагола" (рук. П.М. Эйсмонт)
Проект № 16-04-50114 «Усвоение семантико-синтаксической структуры русского глагола»
выполнен при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Тексты - Публикации
Исследования процессов усвоения родного языка детьми не теряют своей актуальности на протяжении последних двух десятилетий. Это вызвано в первую очередь сложностью предмета исследования, его многоаспектностью, а также необходимостью изучения длительного процесса конструирования системы родного языка в онтогенезе, ориентируясь исключительно на порождаемые ребенком высказывания и совершаемые в процессе усвоения ошибки.
Исследование особенностей функционирования в детской речи глагола вызывает особенно пристальный интерес у специалистов по онтолингвистике, поскольку глагол является центральным компонентом высказывания, определяющим как семантическую, так и синтаксическую структуру высказывания (Гагарина, Н.В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи. СПб.: Наука, 2008; Tomasello M. Constructing a Language: A Usage-Based Theory of Language Acquisition. Harvard University Press, 2003). Глагол одним из первых появляется в речи ребенка. Без указания глагола невозможно ни описание ситуации, ни происходящего в ней действия. Усвоение глагольной системы является одним из базовых элементов усвоения всей языковой системы. В процессе усвоения глагольной системы отражаются основные этапы когнитивного развития ребенка, формирования языковой картины мира, категоризации явлений окружающего мира.
Тем не менее, в центре внимания исследователей обычно находятся вопросы усвоения грамматических категорий, свойственных глаголу (см. Гагарина, Н.В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи. СПб.: Наука, 2008). Проблема же усвоения семантико-синтаксической структуры глагола пока не являлась предметом отдельного исследования. Существующие исследования рассматривали вопросы влияния недостаточного усвоения семантики глагола на ошибки в его морфосинтаксическом оформлении (Gropen,J., Pinker,S., Hollander,M., & Goldberg,R. Affectedness and direct objects: the role of lexical semantic in the acquisition of verb argument structure. Cognition, 41, 1991, P.153–195), особенности восприятия синтаксической структуры глагола в раннем возрасте (Bernal, S., Lidz, J., Millotte, S., & Christophe, A. Syntax constrains the acquisition of verb meaning. Language Learning and Development, 3, 325-341, 2007), общие проблемы усвоения глагола в раннем возрасте (Tomasello, M. First Verbs: A Case Study of Early Grammatical Development. Cambridge University Press, 1992). Однако работ, основной задачей которых является изучение процесса усвоения семантико-синтаксической структуры глагола на всем протяжении этого процесса (от 2 до 8 лет), насколько мне известно, на данный момент не существует. В значительной степени это связано, по-видимому, с тем, что общая теория семантико-синтаксической структуры глагола также является актуальной проблемой, не имеющей единого общепринятого решения.
Актуальность исследования процесса усвоения семантико-синтаксической структуры глагола обусловлена современным развитием онтолингвистики, современным состоянием исследования семантической и синтаксической структуры глагола, особенностями его функционирования в речи. Ожидаемые результаты помогут понять особенности формирования языковой картины мира в онтогенезе, формирования ее представления в ментальном лексиконе и построения межуровневых связей, необходимых для порождения и восприятия речи.
Последнее обновление этой веб-страницы -
29-янв-2018
|